Никогда не задумывался, но я всегда работал в конкурентных обстоятельствах. Была внутренняя конкуренция с коллегами. И была внешняя конкуренция с другими компаниями и предприятиями за место на рынке. В банке, в коммуникациях, история сложилась несколько иначе.

Внутренняя информационная повестка на предприятии находится в одних руках. Все подчинено этой информационной вертикали власти. Новости идут наверх пирамиды, задания спускаются вниз. Наверняка, в любых других внутри корпоративных СМИ ситуация похожая.

В условиях этой однородности, мне иногда кажется, что я попал в программу «Время» 1983 года. Всё достаточно пресное, официозное. В конце новостного дайджест культурка, спорт и погода. А главное, никакой конкуренции.

На днях меня не поняли, когда я пытался защитить робкий очаг самостоятельности. Коллеги сделали самодельную электронную газету и разослали по Outlook. Газета смешная, местами нелепая. Думаю, что нужно было подсказать коллегам как улучшить их продукт. Если им будет интересно, если у них будет получаться это автоматически заставит нас работать лучше.

Для тех, кто не работал в больших корпорациях я поясню. Эти корпорации располагаются широко территориально и имеют высокое вертикальные связи. В компаниях требуются специальные люди, которые готовят для сотрудников новости. В результате люди узнают о возможностях и достижениях коллег, могут почувствовать свою сопричастность (к благотворительности или даже совместному времяпрепровождению). Для этого делаются внутренние газеты, запускают внутренний сайт для сотрудников.

В этих условиях очень трудно найти себе конкурента. Хуже того, вся потенциальная аудитория потенциально уже является аудиторией. Всегда можно включить административный ресурс и заставить печатать новости на принтере, а потом ещё развесить их для тех, кто не читает. Нет конкуренции, нет борьбы за аудиторию, нет ярких и запоминающихся кампаний. Программе «Время» в 1983 году реклама была не нужна.

Любой редактор и владелец СМИ заинтересован в увеличении интереса к своему изданию, увеличении тиражей. Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, — как говорилось в известной книге. Цели и задачи корпоративных изданий другие.

Я думаю, что в недалеком будущем, когда создавать приложения для смартфонов будут школьники на уроках информатики, основным конкурентом для внутрикорпоративных изданий будут приложения для самостоятельного создания контента. Люди будут запускать в этих приложениях свои ленты новостей и предлагать коллегам читать их дайджест в удобное время, в удобном месте. Газеты и порталы, конечно, останутся. Они не вымрут. Но будущее не за ними.